Город на семи холмах: ваши лучшие Римские каникулы

Достопримечательности на фото: римские фонтаны и памятники

На смотровой площадке Пинчио стояли трое мужчин и, любуясь закатом, горячо обсуждали ее достоинства и недостатки. Один ругал ее, называя блудницей и обольстительницей, второй говорил, что она – самая настоящая кокетка, а третий кричал, что она – Матерь всего сущего, что она бессмертна. Речь шла о столице Италии – Риме, городе, где среди древних руин и разломанных стен, осыпающихся карнизов и каменных панелей живут бок о бок величие и неприглядность.

Достопримечательности на фото: Форум

Все это вы найдете на форумах, украшенных площадях, созданных разными императорами, на надгробных плитах вдоль древней Аппиевой дороги, ведущей к порту Бриндизи на побережье Адриатики, в цирках Максентиус и Максимус, на изогнутых дугой надземных акведуках, качавших воду в древний город, у развалин стены Аврелиана, которой был обнесен древний город, чтобы не допустить в город захватчиков.

Некоторые из этих сооружений напоминают гигантские челюсти с разрушающимися зубами, внезапно встающими у вас на пути. Временами город источает скверну, на улицах грязно, стены исписаны. Рим – многоликий город. Он являет собой сочетание нескольких образов – цезарей, ренессанса и барокко в историческом центре, бетонных «муравейников» на окраинах и набожности с колокольным звоном, призывающим по утрам к мессе, в полдень – к чтению молитвы «Ангелюс», а вечером – «Аве Мария».

Достопримечательности на фото: римская архитектура

Лестницы и статуи

В сердце города находится площадь Венеции с двумя лестницами на южном краю, ведущими на Капитолийский холм. Эти лестницы как бы символизируют соперничество двух могучих сил – Государства и Церкви. Правая лестница, созданная Микеланджело в 1536 г. для встречи императора Карла V, ползет вверх осторожно, флегматично. Восхождение по этому помпезному пролету не требует напряжения сил. Левая, 120 ступеней которой стремительно возносятся к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, построена в 1348 г. в благодарность за избавление города от чумы.

Достопримечательности Рима на фото: Площадь Венеции

Капитолийский холм являет собой воплощение страсти Микеланджело к классической древности. Он создал площадь, которая почти незаметно поднимается к античной бронзовой конной статуе императора Марка Аврелия. На лестницу выходит фасад Сенаторского дворца, где сейчас размещается муниципалитет. Он стоит меж двух других дворцов (оба ныне музеи) и вместе с ними образует удивительно гармоничный ансамбль, во всех отношениях достойный холма, с которого императоры правили древним миром. В Капитолийских музеях находятся некоторые из величайших шедевров Древнего Рима и в их числе «Умирающий галльский вождь», «Мраморный фавн», вдохновивший Хоторна на роман с тем же названием, красавица «Капитолийская Венера» и «Капитолийская волчица», вскормившая Ромула и Рема.

Когда на город опускается ночь, бархатной мантией окутывая усталые дома, самое время, проскользнув под аркой между Сенаторским дворцом и Палаццо Нуово,  погрузиться в созерцание славного прошлого великого города.

Достопримечательности: Капитолийская волчица

Призраки былой славы

Со смотровой площадки, расположенной на уступе за муниципалитетом и под Тарпейской скалой, с которой сбрасывали предателей, открывается самый лучший вид на римский форум. Немного воображения, и в угасающем свете дня холодные колонны и белые, как призраки, мраморные глыбы, изъеденные ветрами и непогодой, наполняются жизнью. Форум на несколько минут вновь становится грандиознейшим центром мировой торговли.

И если в представившейся вашему взору картине чего-то не достает, то за это следует винить римских пап и семьи аристократов, которые на протяжении более тысячи лет использовали Форум в качестве карьера, разбирая древние памятники на камни плиты и возводя из них свои дворцы.

Достопримечательности Рима на фото: Храм Сатурна

На переднем плане высятся колонны храма Сатурна с разломанными архитравами. Слева от него – триумфальная арка, сооруженная в честь императора Септимия Севера, а перед ней – остатки двух ростров, с которых великие ораторы обращались к народу. Здесь выступал Цицерон и, если верить Шекспиру, после убийства Цезаря звучала бесстрастная траурная речь Марка Антония, которую он начал словами: «Друзья, римляне, сограждане, выслушайте меня…».

Слева, на самом краю Форума, располагается последняя курия – римский сенат, парламент и глас народа. Такой она была, пока императоры не превратили этот орган в бюрократическую машину для механического утверждения своих эдиктов. На заднем плане, на полпути между аркой Септимия Севера и Колизеем, стоит храм Антонина и Фаустины. Центр Форума занимает круглое сооружение – храм Весты. Целомудренные служительницы богини поддерживали вечный огонь в ее храме. В течении 30 лет жрицы были обязаны блюсти строгий обет целомудрия, а тех кто нарушал его, в наказание заживо закапывали в землю. Девы весты, свято исполнявшие свой долг, пользовались большими привилегиями и такими же почестями, как сама императрица.

Храм Антонина и Фаустины

Арка Тита: символ тирании

На дальнем конце Форума возвышается арка Тита. Для евреев она на протяжении двух тысячелетий является символом рабства и унижения. Арка была сооружена в ознаменование завоевания Титом Иерусалима в 70 г. Солдаты Тита привезли в город тысячи евреев-рабов. Им отвели участок за театром Марцелла, за высоченной стеной на правой стороне Капитолийского холма. Поселение стало первым в мире еврейским гетто. И по сей день здесь сохранился еврейский квартал со своей культурой и деловой жизнью. Его населяют потомки народа, которые могут смело заявить – с гордостью или с грустью, — что ведут родословную от жителей Древнего Рима.

Арка Тита

Рядом стоит арка Константина, сооружавшаяся в тот период, когда культура и искусство римлян находились в полнейшем упадке, так что декор для памятника пришлось заимствовать у монументов прежних императоров.

Колизей – разрушенный Колосс

Возле арки Константина, словно боевой корабль, высится Колизей. В лучшую пору его открытые трибуны принимали до 50 тыс. зрителей. Матросы императорского флота натягивали канаты, расправляя огромные полотняные паруса, которые защищали от солнца возбужденные толпы народа. Строительство Колизея завершилось спустя полвека после смерти Нерона. Бытует неверное мнение, будто именно на его арене на растерзание львам бросали христиан. На самом деле первые мученики (и историк Гиббон утверждает, что вопреки заявлениям церкви их было гораздо меньше) расставались с жизнью в саду и в цирке Нерона, расположенных на другом берегу Тибра, в Ватикане. В память о христианских мучениках была построена церковь, затем базилика и, наконец, создана штаб-квартира святейшего престола – государство Ватикан.

Достопримечательности Рима: Колизей

А в Колизее напротив устраивались бои гладиаторов и тщательно подготовленные игры на воде с обнаженными и полуобнаженными нимфами, морскими чудовищами, огромными плавучими оркестрами и демонстрацией разврата. Частые массовые развлечения свидетельствовали о скором упадке и неумолимо надвигавшейся гибели римской империи.

Даже сегодня застывший в задумчивости колосс являет собой шедевр зодчества и инженерной мысли. Он был предусмотрительно задуман таким образом, чтобы огромные неуправляемые толпы могли быстро разместиться на трибунах и по окончании зрелища без заминок покинуть амфитеатр через 80 выходов. Как и в случае с Форумом, папы и аристократия превратили Колизей в карьер, где добывался камень для особняков. Растащенный на части, разграбленный, подвергшийся надругательству, Колизей по-прежнему остается таким, каким описал его Байрон в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда»: «повсюду арки, арки видит взор, ты скажешь: Рим не смог сойти со сцены, пока не создал Колизей – собор своих триумфов…».

Достопримечательности: Разрушенный Колосс (Италия)

По ту сторону Тибра

Для первых римлян Тибр служил естественной границей, отделявшей цивилизованный город от варваров, расселившихся на противоположном берегу, в Трастевере, что переводится как «по ту сторону Тибра». Римская империя стала складываться, когда римляне переправились через Тибр и начали покорять племена и поселения на другом его берегу. Они выстроили мосты и порт, где разгружались корабли, привозившие из Ости зерно.

Сегодня на правом берегу Тибра, на вершине парка Джаниколо, стоит маяк, посылая в ночь зеленые, белые и красные вспышки – цвета Италии. Парапет перед маяком служит обзорной площадкой и местом свиданий влюбленных. Отсюда раскинувшийся внизу город кажется безжизненным, словно мираж, – из него не доносится ни единого звука, не видно огней снующих машин.

Вид на Тибр (Италия)

Процветание Рима – заслуга пап

За рекой, в море церквей, дворцов и парков лежит папский город, похожий на мозаичный узор, выложенный пластинками коричнево-желтого, белого и разных оттенков розового цвета. Папы правили городом начиная с V-VI веков, со времени падения Римской империи, и до восстановления его статуса столицы объединенной Италии, а это произошло чуть более ста лет назад.

Одни при этом руководствовались добрыми намерениями, другие – вероломными, третьи наслаждались властью и похотью. Папы любили роскошь и тратили деньги на создание лучших произведений архитектуры и живописи. Папы превратили город в Мекку искусств. Каждый художник, скульптор, жаждавший славы и денег, должен был работать здесь. Зодчие и художники выполняли заказы церкви и приближенной к Ватикану аристократии, кардиналов и многочисленных монашеских орденов.

Эти заказчики требовали от мастеров религиозных сюжетов, иногда в сочетании с аллегориями на мифологические темы. Только разбогатевшие на торговле Флоренция и Венеция могли составить конкуренцию римским сановникам. Предлагая такие же или большие суммы и блага, они переманивали к себе жрецов искусства.

Через лабиринт узких улочек и нарядных площадей города с грохотом катились золоченные кареты, в которых сидели кардиналы – князья церкви. Так же в обитом бархатом экипаже перемещался и Иль Бамбино – младенец Иисус, вернее его деревянная статуя (правда, сегодня он пользуется такси). По этому лабиринту колесила и прекрасная Ваноцца Катаней, любовница Родриго Борджия, ставшего папой Александром VI, и мать Лукреции и Чезаре Борджиа. Здесь папы и кардиналы умирали таинственным образом, а тот, кто давал более крупные взятки, что называлось – симонией, часто и избирался на пост главы католической церкви. Только здесь можно было встретить столь близкое соседство богохульства и святости.

Промыслы и ремесла: быт простых римлян

Жмущиеся к земле одноэтажные ремесленные и торговые лавки, которыми и по сей день изобилует исторический центр, свидетельствуют также о принадлежности великого города «маленькому» человеку. Эти мастерские и магазинчики, столетиями существующие здесь, приносят атмосферу большой деревни, дух провинциальности. Каждый квартал старого города – это отдельный, изолированный район со своим сапожником, лудильщиком, плотником, прачечной, бакалейной и овощной лавками. Некоторые римляне живут, как старые деревенские жители, они никогда не покидают своих кварталов, довольствуясь прогулками и посиделками на местной площади, где и происходит вся жизнь.

Испанская лестница (Италия)

И былая жестокость…

Но столица Италии запоминается не странностями, характерными для его жителей, а слабостями и причудами, присущими его бывшим правителям – папам и императорам, королям и герцогам. В 1305 г. народ, взбунтовавшись против налогов и жестокости папы, вынудил Климента V бежать в Францию. И это был не первый и не последний случай, когда народный гнев свергал главу католиков. В 1527 г. Климент VII вынужден был наблюдать из замка Сант-Анджело, мавзолея императора Адриана, стоявшего на берегу Тибра, как разоряют его город. Этот мавзолей первоначально был превращен в церковь, затем в крепость, в которой скрывались папы от народа.

Историческая справка:

Говорят, Климент обливался слезами, когда город в течение 90 дней грабили 30 тыс. немецких ландскнехтов или наемников коннетабля Бурбонов, устроивших в городе расправу, своей жестокостью превзошедшею даже варваров. По свидетельству летописца, в городе не осталось ни одной женщины, которая не подверглась бы надругательству.

Обнаженная святая в городе искусств

Годы, предшествовавшие разграблению города и последующие, считаются самыми плодотворными в истории итальянского искусства. То была эпоха Высокого Возрождения, период творчества Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и их последователей. Они реконструировали древнюю архитектуру, украсили город прекраснейшими в мире фонтанами в стиле барокко, восхитительными храмами, совершенными по композиции площадями и дворцами, которые преобразили облик города, наделив его несравненным очарованием. Тогда возникли:

  • площадь Навона,
  • Кампо-де-Фьори,
  • площадь Венеции,
  • Испанская лестница,
  • площадь Дель Пополо,
  • дела Ротонда, Барберини и Св. Петра.

Площадь Навона (Италия)

Самым примечательным из этих творений, бесспорно, является площадь Навона, созданная с использованием элементов искусства классической древности и стиля барокко – строгого и нового. Она спроектирована в форме подковы, как и стадион императора Домициана, который служил ареной для выступлений атлетов и состязаний на колесницах.

Памятники в стиле барокко – наглядная история соперничества между страстным Лоренцо Бернини, скульптором, архитектором и кумиром римлян XVII века, и молчаливым, задумчивым кудесником Франческо Борромини, создавшего церковь Сент-Аньезе, построенную на месте публичного дома, где веселящаяся толпа донага раздела 13-летнюю Святую Агнессу. В 1944 г. на колокольне церкви укрывали партизанскую радиостанцию.

Центр площади украшает фонтан Четырех рек, созданный Бернини. Говорят, что он изобразил реку Ла-Плата с поднятой рукой для того, чтобы отразить удар «падающего» фасада церкви, сооруженной его соперником. Для стройки церкви и фонтана папа Иннокентий Х ввел налог на хлеб, что вызвало бурю негодования среди римлян. В связи с этим появилась и знаменитая надпись на стене: «Если бы только можно было обратить камни в хлеб».

Достопримечательности Рима: Собор Святого Петра (Италия)

Увидеть Пантеон

От площади Навона тянется улица Юстиниана, по ней, минуя палаццо Мадама, вы придете к зданию итальянского сената. Чуть дальше находится площадь дела Ротонда с фонтаном эпохи Ренессанса, представляющим собой обелиск фараона Рамсеса II, и Пантеоном. Римская поговорка гласит, что человек, побывавший в Риме и не увидевший Пантеона, глупец.

Римляне, конечно, народ заносчивый, крикливый, как цыгане, но они, ко всему прочему, как и их предки, невероятные идолопоклонники. Именно эта страсть и заставила выстроить Пантеон – храм всех богов, которые только есть в мире и о существовании которых они даже не подозревали. Таким образом римляне надеялись оградить себя от гнева любого бога.

Старейшее здание в Риме – Пантеон (Италия)

Судя по надписи на Пантеоне – «этим совершеннейшим из всех античных сооружений мы обязаны Марку Агриппе, сыну Луция, трижды консулу». Однако в 1892 г. археологи при раскопках у основания колонн обнаружили монеты, свидетельствовавшие, что нынешнее здание стоит на месте прежнего, сгоревшего, который построил Адриан, один из самых блестящих императоров. Он был настолько скромен, что не счел нужным менять старую надпись. Адриан также создал грандиозную виллу, названную его именем, находящуюся в 30 км. от столицы, возле Тиволи.

Монументальный ансамбль со зданиями разного значения и пышным декором расположен в окружении идиллических пейзажей. Дивное диво Пантеона – купол, который до начала нынешнего столетия считался самым большим в мире. Диаметр здания (43 м) равен его высоте, благодаря чему храм кажется необъятно просторным. Тяжелый купол поддерживает сложная система разгрузочных арок, к тому же верх сложен из легкого известкового туфа и пемзы, а в основании использованы прочные материалы – бетон, травертин и кирпич.

Вилла Адриана (Италия)

Купол в основании достигает 5,9 м, а к верху сужается до 1,5 м. Таков диаметр отверстия в его центре – всевидящего ока, которое символизирует Бога, властвующего над людьми.

Дорогие друзья, наша прогулка по Риму, сердцу Италии, не закончилась под сводами Пантеона, она только началась. Нас ждет то, чего нет больше нигде – путешествие по самой маленькой стране в мире, государству в государстве, самому богатому и влиятельному городу на земле – Ватикану, населенному добродушными с виду старцами в роскошных одеяниях, имеющими безграничную власть над миллиардами католиков по всему миру.

В сумке лежит карта Рима с достопримечательностями, фотоаппарат и яблоко. Мы зайдем в Собор Св. Петра посмотреть Сикстинскую капеллу, посидим на ступеньках церкви Тринита деи Монти, покормим голубей, в сиесту зайдем в кафе «Греко» и бросим монетку в фонтан Треви, где искупалась героиня Аниты Экберг из фильма «Сладкая жизнь». В следующих статьях мы продолжим знакомство с Европой и побываем на сказочном острове Тенерифе, достопримечательности которого не менее интересны.

Похожие публикации