Бруклинский мост – индустриальное чудо

Бруклинский мост – индустриальное чудо

Бруклинский мост в городе Нью-Йорке – любимое сооружение горожан и туристов. Его длина 1828 м, ширина – 26 м, максимальная высота – 41 м. Столетия он гордо носил титул самого длинного подвесного сооружения в мире, а также первого – на стальных тросах. Он трехъярусный, где два нижних яруса используют автомобили для одностороннего движения, а верхний – пешеходы. Конструкция оснащена высокими перилами, арочные опорные башни часто фигурируют в фильмах. Два района Нью-Йорка соединяет Бруклинский мост: Бруклин и Манхэттен. С него отлична видна Статуя Свободы – главный символ Америки. Создатели Бруклинского моста стали жертвами своего детища, скорбная жатва продолжается и поныне.

Бруклинский мост в Нью-Йорке

История знаменитого моста

До конца XIX века Нью-Йорк и Бруклин были разными городами, лежащими на противоположных берегах Ист-Ривера. Непосредственно Нью-Йорк состоял из одного Манхэттена с близлежащими районами. Чтобы попасть на другую сторону реки, нужно было совершать утомительные поездки по суше, в обход. Поэтому власти решили соединить берега.

Строительство Бруклинского моста: загадки и трагедии

Стройка века началась в 1869 году, архитектором был назначен немецкий эмигрант Джон Роблинг, спроектировавший ранее мосты на реках Мононгахила и Огайо. Он отверг тяжелый чугун и предложил легкую, но прочную сталь. Власти поддержали инновационные идеи инженера, но противники выступили с рьяной критикой нового металла и заявили, что сталь, хоть легкая и прочная, но идея построить стальную конструкцию – утопия. Канаты и прочие элементы, соприкасающиеся с водой, быстро заржавеют. Однако Роблинг сумел отстоять свое мнение, заявив, что гальванизирует тросы, чтобы избежать коррозии.

Назначенный создателем Бруклинского моста Роблинг спроектировал подробные чертежи будущего сооружения, не упустив из виду ни одной мелочи. Но ему не суждено было увидеть воплощение своего творения – в том же году архитектор покалечился на стройке и вскоре умер от гангрены. Гибель «начальника стройки» стала первой жертвой стального гиганта.

Строительство Бруклинского моста

Продолжил дело погибшего его сын – Вашингтон Роблинг, который на стройплощадке сам едва не отправился к праотцам от кессонной болезни. Парализованный, он руководил стройкой из своего дома. Связующим звеном между архитектором и строителями была его мать Эмили. Вскоре женщина стала детально разбираться во всех нюансах инженерии и была единственной дамой, допущенной на стройку.

Гигант требовал все новые жертвы – примерно 30 человек погибли во время строительства, в основном от кессонной болезни и от падения с высоты.

Многие работы велись под водой, на большой глубине, и при подъеме на поверхность люди страдали от перепадов давления. На строительство были потрачены колоссальные по тем временам деньги – 15 100 000 долларов.

Помпезное открытие

24 мая 1883 году Бруклинский мост был с помпой открыт. Этот день объявили выходным в обоих городах. Канонада, масштабный фейерверк, который, по слухам, был виден даже из Нью-Джерси, оркестр, выступление президента Америки Честера Артура, мэров Нью-Йорка и Бруклина, освящение сооружения служителями церкви и прочие мероприятия длились до глубокой ночи.

Открытие Бруклинского моста

После открытия на переправу были запущены первые транспортные средства, а также пешеходы. В первый же день на Манхэттен и обратно проехало более 2 тысяч карет, повозок и автомобилей и прошло 150 тысяч горожан. К слову, в наши дни его пересекает ежедневно также 150 тысяч автомобилей.

С наличием моста через Ист-Ривер жизнь в обоих городах заметно оживилась. Бруклинцы ринулись в Нью-Йорк, в том числе в Центральный парк. Еще больше сократил время поездок поезд, который стал курсировать через реку. Неспешные прогулки поздним вечером и ночью через реку стали любимым досугом горожан, особенно после того, как фирма Эдисона провела там электрическое освещение.

Конструкция Бруклинского моста

Трагедии на Бруклинском мосте

Грандиозное сооружение оставило в истории множество забавных и трагических случаев:

  • Давка 30 мая 1883 года. Через неделю после открытия одна дама, проходя по дощатому тротуару, зацепилась каблуком и упала. Всполошенные ее криком прохожие подумали, что конструкция вот-вот рухнет. Среди 20 тысяч людей на мосту и зевак на берегу началась паника, в давке погибли десятки людей, а сотни были покалечены.
  • Вскоре после трагедии владелец цирка Барнум провел по мосту процессию из 21 слона, доказав что это очень прочное сооружение.
  • В начале XX века была раскрыта крупнейшая в мире финансовая махинация, и она была напрямую связана с мостом. Некто Джордж Паркер додумался «продавать» его состоятельным туристам за небольшую плату. Он предъявлял документы, подтверждающие его владение мостом, естественно, фальшивые. Покупатели получали красиво оформленное свидетельство о праве собственности на архитектурное сооружение. В неделю «правообладатель» умудрялся совершать по 3 сделки. Новые «владельцы» часто сталкивались на месте, приезжая, чтобы распланировать, что они хотят в нем изменить. Кроме того, Паркер успешно «продавал» самый знаменитый небоскреб США Empire State Bulding, Статую Свободы и другие знаковые достопримечательности Нью-Йорка. На суде, а затем и в камере мошенник обаял всех своей харизмой и красноречием.
  • Мост ведет свою скорбную статистику самоубийц. Прекрасное сооружение стало излюбленным местом тех, кто решил свести счеты с жизнью. Мрачные готические башни  придают прыжку с высоты в воды Ист-Ривера зловещий антураж. Начало прыжкам положил в 1885 году спортсмен Роберт Олдун, правда, он не намеревался покончить с собой, а хотел установить новый мировой рекорд, который закончился гибелью прыгуна.

Вид Бруклинского моста

Фильмы с участием Бруклинского моста

Антураж гигантского архитектурного сооружения привлекает деятелей киноиндустрии, на нем снимается множество фильмов, как боевиков, так и мелодрам:

  • «Манхэттен» (режиссер Вуди Аллен). По нему гуляют герои фильма.
  • «Кейт и Лео» (режиссер Джеймс Мэнголд). Главный герой, живущий во времена его строительства, прыгает с него и попадает в нашу эпоху.
  • «Хеллбой» (режиссер Гильермо де Торо). В фильме-фэнтези под мостом находился вход в потусторонний мир.
  • «Столкновение с бездной» (режиссер Мими Ледер). Комета обрушивается на землю и рождает цунами, которое сносит с лица земли Нью-Йорк и героя нашего рассказа.
  • «Годзилла» (режиссер Роланд Эммерих). Чудище бежит через Бруклинский мост, запутывается в тросах, и сооружение обрушивается.
  • «Монстро» (режиссер Мэтт Ривз). Громадное чудовище разрушает конструкцию.
  • «Я — легенда» (режиссер Френсис Лоуренс). Миром правят зомби, и солдаты вынуждены взорвать мост, чтобы инфицированные не покинули зараженный город.
  • В документальном фильме «Жизнь после людей» красочно показана гибель моста в результате коррозии тросов.

Бруклинский мост – не просто архитектурное индустриальное сооружение. Это легендарный символ Америки, соединивший два больших города, который сделал Нью-Йорк таким, каким он стал в XX веке – величайшим городом на земле. Изображения и фотографии его стали визитной карточкой Нью-Йорка и Манхэттена.

Похожие публикации