На серебряной реке: сплав по Вишере
Содержание
В последние годы сплавы по уральским рекам стали весьма популярны и доступны для туристов любого уровня подготовки. Многие думают, что сплав – опасное плавание по бурлящему горному потоку. Конечно, есть и такой вид активного отдыха, но только для опытных туристов. А я хочу рассказать о спокойной прогулке по широкой и величественной Вишере, которую мне посчастливилось совершить в начале августа в компании моей сестры и ее младшего сына.
По реке не плывут, а идут
То, что по реке ходят, а не плавают, я узнала, едва войдя в салон автобуса. Представитель туристической компании на вопрос неопытного туриста, откуда мы поплывем, ответил: «Плавают утки в пруду, а мы по реке ходим». Все засмеялись, и в этом дружном смехе родилась наша стихийная команда случайных попутчиков, которая стала почти семьей на предстоящие выходные.
Автобус, покидая пасмурную Пермь, берет курс на север. Наша цель – поселок Вишерогорск, что в Красновишерском районе. Здесь, у понтонного моста, произошла заброска (второе узнанное мной слово из сленга сплавщиков). До места заброски мы ехали часов семь. Но это была приятная поездка: я вдоволь насмотрелась старых комедий, наслушалась туристических историй и наелась фастфуда.
Заброска в место старта
Последние километры до берегов Вишеры мы сгорали от нетерпения увидеть знаменитую реку, а руководитель развлекал нас рассказами о легендарных камнях-утесах, о россыпях белых грибов, которых полным-полно в этом лесу, о черничных полянах, тайге и медведях.
Ночь набросила на землю звездное покрывало, когда автобус остановился прямо у воды, на пологом берегу. Проводник произнес: «Перед вами Вишера». Но Вишеры-то мы и не увидели! Сквозь черноту слабо угадывались очертания каких-то гор, слышался плеск волн и чувствовался волнующий запах реки. На другом берегу виднелся свет костра – там стоял чужой лагерь.
Мы бросились вытаскивать из автобуса наше снаряжение: разобранные катамараны (каты – это третье слово в моей копилке «спецтерминов»), весла, какие-то сундуки, свернутые палатки. Все добро перетащили на другой берег. Далее началось интересное: мы ставили палатки и зажигали большой костер. Все эти действия и обстановка были необычными для нас: ночь, незнакомая невидимая местность, рюкзаки, сваленные в кучу.
Вскоре на большой поляне вырос разноцветный палаточный лагерь, освещаемый ярким костром. Мы уселись вокруг дружелюбного огня и стали знакомиться, пить пахнущий дымом чай, а кто-то и напитки покрепче. Над рекой полились гитарные разливы, и стало совсем хорошо и уютно.
Утро, полное тумана, или Первый взгляд на Вишеру
Спать в палатке оказалось не очень комфортно, а ночи на севере края холодные. Я выбралась из палатки в 8 утра, когда улыбчивая девушка Оля, наш повар, принялась разжигать костер и греть воду в котелке.
Кстати, Вишера – одна из самых чистых рек в России. Доказательство этому – большая популяция обитающего в ней хариуса. А хариус, как известно, живет только в чистой воде. Поэтому мы брали воду для питья прямо из реки, в реке же умывались и чистили зубы, зайдя подальше от берега.
Хочу остановиться на одном потрясающем моменте того туманного утра. Выбравшись из палатки, я остолбенела от открывшегося передо мной вида. Вот где мы провели ночь! Я стояла на берегу самой прозрачной из всех рек, на дне были отчетливо видны камни. Никаких водорослей, тины и плавающего мусора – только вода, цветные камушки и снующие маленькие рыбки. Слева реку пересекал живописный понтонный мост. Противоположный берег, поросший елями, круто уходил вверх. Среди деревьев белели огромные каменные выступы, а дальше все терялось в густом тумане. Справа змеилась лентой Вишера, тоже укрытая молочной пеленой, туда мы скоро отправимся. Схватив свою камеру, я бросилась снимать туманные виды – самые желанные объекты съемки для фотографа.
Занятая съемкой, я и не заметила, как проснулся лагерь. Запахи кофе, гречневой каши и туман – так начался первый день нашего похода. Но только в полдень мы поставили собранные катамараны на воду, загрузили на них вещи и распределили места. На нашем кате оказался среди прочих самый маленький член команды – щенок карело-финской лайки по кличке Герда. Веселая собачка стала нашим талисманом и всеобщей любимицей.
День первый: камень Говорливый
Через пару часов, когда улеглись восторги от необычности нашего положения (на плоту посреди широченной реки), мы подошли к месту нашей «дневки» – камню Говорливый. Дневка – очередное слово из моего нового лексикона, оно означает дневную стоянку лагеря сплавщиков.
Откуда у скалы такое странное название – Говорливый? Мы это узнали, когда вдоволь накричались у ее подножия, а многоголосное эхо долго звенело по реке. Благодаря дугообразной форме камня любой звук многократно тиражируется, а река разносит его по окрестностям. Гиды рассказывают своим туристам об этой особенности камня, поэтому тишины здесь никогда не бывает.
60-метровый гигант Говорливый протянулся более чем на 2 километра вдоль правого берега. Катамараны плыли совсем близко от нижних нависающих каменных глыб, и можно было разглядеть интересную фактуру древнего камня, прорезанную вековыми слоями пород. Мы высадились и стали карабкаться по почти отвесному склону, цепляясь за выступающие корни деревьев и за стволы. Скажу, что восхождение на Говорливый – не из легких. Преодолеть 60 м вертикально вверх, когда сердце колотится везде, пот заливает глаза и не хватает дыхания, – испытание не для новичков.
Но вид, открывшийся с вершины утеса, вознаградил за все. Сверху земля кажется круглой. До самого горизонта – одна тайга, прорезанная серебристой змейкой реки. Налюбовавшись видами и сделав множество снимков, мы скатились вниз и пошли на катах дальше – к месту ночной стоянки лагеря.
День второй: камень Ветлан
Вторая ночь выдалась более спокойной, или мы привыкли к походной жизни, но я прекрасно выспалась и с нетерпением ждала встречи с великаном Ветланом. Мы долго шли по реке, солнце разогнало тучи и позолотило воду. Плыли мимо «быков» – рукотворных бревенчатых островков, назначение которых – разбивать лед. А ранее эти островки использовались заключенными ГУЛАГа при сплаве леса. Некоторые «быки» очень похожи на деревенские домики, плывущие по реке, на многих выросли высокие деревья и растут луговые цветы. Зрелище очень интересное.
Несколько раз попадали на мелководье, и катамараны вставали на мель, ребята перетаскивали их на руках. Наконец за поворотом неожиданно вырос громадный утес. Великий Ветлан! У его подножия копошились крошечные фигурки и стояли автобусы и палатки. До камня легко добраться из города Красновишерска, ведь расстояние между ними всего 8 километров.
Ветлан, как и другие камни Вишеры, является останцем и частью Полюдова кряжа. По мере приближения 300-метровая каменная глыба постепенно надвигалась на нас, закрывая солнце. Как восходят на такую высоту? Оказывается, уже давно рядом сделана деревянная лестница, состоящая из 703 ступенек. Мы бросились штурмовать их. По лестнице подниматься оказалось не очень трудно, а даже интересно, ведь попутно можно снимать отвесные каменные стены, а также реку, все больше удалявшуюся вниз.
Наверху Ветлана народу, как на Комсомольском проспекте в Перми в час пик. Ко краю приближаться страшно, но надо. Отсюда можно сделать отличные фото Вишеры с многочисленными островками-«быками», подобными разделительной полосе на автотрассе. Прямо напротив Ветлана в отдалении высится гора Полюд (высочайшая и самая южная точка Полюдова кряжа – 529 м), похожая на пьедестал Медного всадника в Питере (на нее я восходила зимой).
Долго мы бродили по верхушке утеса, покрытой непривычным для нас белым мхом, собирали чернику и просто сидели на краю в молчаливом восхищении нашими родными просторами. Хотелось впитать в себя этот горячий воздух, напоенный запахом разогретой хвои, эти бескрайние волны тайги на горизонте. Но пора возвращаться на катамараны и финишировать на окраине Красновишерска, где нас уже ждал автобус.
Вот такое необыкновенное путешествие мы совершили на прекрасную Вишеру. Планируем новые поездки, ведь только в пути можно постичь жизнь и обогатить душу. Путешествуйте!
Фотографии автора